“Манас” – Кыргызский героический эпос
Первым записал его Ч.Валиханов в 1856 году во время своего путешествия по Иссык-Кулю, куда он вошел не через запад, как все остальные путешественники, а через восток, со стороны Кегеня. Он записал фрагмент “Поминки по Кокетаю”. Его сообщения и публикации сделали кыргызский эпос достоянием русской и мировой общественности. Кыргызстан установил в память об этом событии в 1997 г. небольшой комплекс в ущелье Санташ на восток от казахстанской реки Каркара.
Если судить по словарному составу, по включению в эпос слова казак, то его можно отнести к XV-XVIII векам. Эпос содержит память о том пути, по которому кыргызов переселили с Алтая на Иссык-Куль. Исследователи указывают и на более древние сроки создания поэмы, часть из них считает, что исторической основой “Манаса” является поход кыргызов в Китай и взятие ими Бейджина в 840 году. Это было время разгрома кыргызами уйгур и взятие ими уйгурской столицы Беш-Балык (Бейтин).
Другие исследователи указывают, что эпические враги Манаса сопоставимы с ойротскими, калмыцкими, джунгарскими вождями. Конурбай (Хонгор) “Манаса” является одновременно важнейшим персонажем как кыргызского, так и ойротского эпоса. Перекликается ряд имен кыргызского и казахского эпосов, относящиеся к так называемому “ногайлинскому циклу”. Это Кекче (Ер Кокше и Ер Косай), Кошой, Джамгырчы (Ямгурчи), Джанбай, Агыш, а также Каныкей – жена Манаса (дочь Темира, ставшая пленницей Едигея). Сам Манас нередко рассматривается и как ногайский богатырь – внук хана Ногая, представитель народа сары – ногай. В персидском “Сборнике летописей” XVI века Манас – военачальник Тохтамыша, то есть персонаж ногайлинского цикла.
Всего записано 18 вариантов “Манаса”. Самый полный содержит 250 тысяч строк. Вместе со сказаниями о сыне и внуке Манаса эпос содержит 500 тысяч строк. “Манас” сложился путем длительного процесса циклизации различных сказаний. Это соединение в одном лице отличает “Манас” от калмыцкого “Джангара” и русских былин. Манас возрождает государство со столицей в городе Талас. Традиционны фигуры старца советника Бакая и мудрой жены Манаса Каныкей. Эпическое число дружинников Манаса – 40 чоро. “Манас” изложен наиболее архаическим тюркским эпическим стилем – силлабическим 7- 8 сложником с ударением на последнем слоге. Казахские акыны не только исполняли “Манас”, но и создавали оригинальные версии отдельных сюжетных линий.
Эпос “Манас” – это тюркский мир, герои которого вполне самостоятельны, несмотря на соседство великих государств, это вполне интернациональное произведение, так как оно имеет сходных героев в эпосе казахском и ногайском.
Источник: Этот многополюсный мир. Древность, совремнность, будущее Казахстана/ - Алматы: Комплекс, 2000. – 237-238 стр.