"Балқаш қаласының орталықтандырылған кітапхана жүйесі"
коммуналдық мемлекеттік мекемесі

Коммунальное государственное учреждение
"Централизованная библиотечная система города Балхаш"

Приветствуем Вас на нашем сайте. Мы надеемся, что материалы, размещенные на сайте помогут найти ответы на все интересующие Вас вопросы.

Опрос

Сколько времени Вы проводите в интернете?

Калейдоскоп знаний


Чокаев Мустафа

Мустафа Чокаев – единственный из современных казахов, чья могила находится в Германии, а в Париже создан музей его имени, руководителем которого является его супруга – известная балерина императорского Санкт-Петербургского балета.

Родители определяют Мустафу в русскую Ташкентскую гимназию, где он учится вместе с Керенским.

Блестяще окончив гимназию, Чокаев поступает на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Принимая активное участие в общественной деятельности, Мустафа заводит дружбу с видным деятелем царской администрации Губайдуллой Шангирхановым. Губайдулла проявлял заботу о казахской молодежи, привлекая их к учебе в университетах, всячески стараясь облегчить их жизнь в столице.

Казахи, как известно, не получили депутатского представительства в 3-ей и 4-й Государственной Думе. И тогда они стали действовать через так называемую мусульманскую фракцию. Несмотря на молодость, Мустафа был подлинной душой оргкомиссии при этой фракции. Через нее он смог представить Госдуме картину кровавого подавления войсками восстания 1916 года.

Когда в 1917 году было создано временное правительство, Мустафа Чокаев способствовал назначению комиссаром в Степной край Алихана Букейханова, а в Туркестан – Мухамеджана Тынышбаева. Если позволить себе шутку, то можно заявить, что тогда вся Центральная Азия и Казахстан были во власти казахов. Вот что значит высококлассное образование, полученное в Санкт-Петербурге. И не одним представителем Казахстана, а целого десятка. И активная политическая деятельность в российских партиях.

Еще до Февральской революции у Мустафы Чокаева зародилась идея “Туркестанского союза”. Он выезжает в Казань и создает там организацию под названием “Туркестанское единство”. В ее руководство вошли пять человек: два татарина (один из них Султангалиев), два казаха (Чокаев и Тынышппаев), башкир Заки Вали. Безусловным лидером был Мустафа.

Это затем объявят подобные союзы сверх-туркестанскими. Но чисто географически здесь виноват... царизм. Это он создал Туркестанский край, в который входили нынешние Семиречье с Сыр-Дарьинской областью, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан и Закаспийский край – Туркмения и Каракалпакия. Туркестан при царизме простирался от Иртыша до Каспия. Только что царизм презентовал Китаю Восточный Туркестан. Две империи разделили то, что им не принадлежало: Туркестан Восточный и Западный. Китай не стал претендовать на Западный Туркестан, так как нежданно – негаданно получил от России Восточный. Россия презентовала Китаю Восточный Туркестан, чтобы оставить себе Западный. Ташкент и все Семиречье тогда были казахскими, как и сотни лет до того. В Самарканде и Бухаре были самостоятельные республики.

Отголоском того, что Ташкент и его окружение были казахскими, стало образование Кокандской автономии, во главе которой, конечно же, был назначен казах Тынышпаев. Это произошло 27 декабря 1917 года. Тогда все политические партии и течения, собравшиеся на Всетуркестанский конгресс, объявили о создании Кокандской автономии, избрав Тынышпаева первым президентом. А после его ухода единогласно президентом Коканда был назначен Мустафа Чокаев. В документах, принятых конгрессом, декларировалась необходимость установления с Россией экономических взаимоотношений на основе равенства и взаимовыгодных интересов.

Уж в чем-в чем, а в географических границах идея “Туркестанского единства” ничего нового не предлагала. Скорее, наоборот эта идея заключалась в том, чтобы в новых образованиях ничего из царского Туркестана не выпало и не пропало.

Независимый, но не большевистский Коканд оказался беззащитным перед экспансией Москвы. Не хватало Коканду вооружений, военных кадров, международной поддержки.

Дело было даже не в этом. А в том, что казахские лидеры поспешили с суверенитетом в рамках Временного правительства. За это они поплатились тем, что почти все его южные владения – Ташкент, Коканд, северные – Оренбург, западные – Букеевская орда были отторгнуты и разделены.

После захвата Коканда большевиками началась повальная резня, расстрелы без суда и следствия, уничтожение лишних свидетелей. Только благодаря мужеству и самоотверженности соратников Чокаева ему удается вырваться. Через Баку, Батуми, Стамбул Мустафа добирается до Парижа. И остается в нем.

В Батуми Мустафа встречается с задушевным другом по Петербургу осетином Кантемировым. И тот будет находиться рядом с Чокаевым до самого последнего дня жизни.

В Париже Чокаев развивает напряженную деятельность по объединению всех находящихся в эмиграции. Он прилагает все усилия для того, чтобы открыть глаза Западу на истинное положение дел в Туркестане. Мустафа играл важную роль в обществе “Дружбы народов Кавказа, Туркестана и Украины”. Везде Чокаев систематически развивал свою политическую концепцию объединения тюркских народов для обретения ими свободы и независимости.

В Лондоне, Париже, Варшаве он выступал с докладами, разоблачая имперско-репрессивный характер политики национал-большевиков. С 1924 года он издает журнал “Яш Туркестан” – “Молодость Туркестана”. Журнал выходит на нескольких языках. В Лондоне он распространяется на английском. Во Франции и Германии на французском. В Варшаве на польском. Его труд “Туркестан под властью Советов”, переизданный в 90-х годах Республикой Казахстан, поражает остротой анализа и глубиной постановки вопроса. Чокаев аргументирует свои выводы выдержками из советской прессы. Один из национальных руководителей республики приезжает на завод. Его не пускают далее проходной. Ссылки на то, что он глава государства не помогают. Труднее найти более яркий пример, почерпнутый, кстати, из советской прессы советской республики, свидетельствующий о марионеточности глав правительств и самих государств.

На свои средства Мустафа Чокаев помогает получить образование немцу на тюркологическом факультете. Впоследствии его протеже – Иоганн Вейзинг становится видным тюркологом, издает около десяти пособий по казахскому языку. В 1928 году Вейзинг издает на немецком языке собрание стихов Магжана Жумабаева.

Во время пребывания Амре Кашаубаева на Всемирном музыкальном фестивале Мустафа Чокаев устраивает тайную встречу с ним, проводит с певцом целый вечер, позаботившись о том, чтобы не подставить под удар молодого исполнителя.

Во время Второй мировой войны Мустафу Чокаева отправляют в Польшу и на Украину для знакомства с положением тюрко-язычных военнопленных. Во время этой поездки Мустафа прилагает все усилия для облегчения их положения. Заразившись в лагерях тифом, Мустафа Чокаев попадает в больницу, где и умирает 27 декабря 1941 года.

Личность Чокаева стараются привязать к “Туркестанскому легиону”. Но легион был создан в апреле 1942 года, четыре месяца спустя после смерти Мустафы. Чокаев не был офицером вермахта. И не находился на службе Германии. Он посещал лагеря как частное лицо в благотворительных целях и спас тысячи жизней от неминуемой смерти.

Мустафа Чокаев известен как яркая личность международного значения. Он крупный ученый, экономист, социолог, публицист, журналист, общественный деятель. Профессор А. Шульгин, лично знавший Чокаева, вспоминает, что “Мустафа-би был большим государственным деятелем, выдающимся писателем и журналистом. Оставаясь верным своим традициям, он имел в себе все то ценное, человеческое, что может и должно связывать между собой людей самых разных и, казалось бы, непонятных друг другу народов”.

Мустафа Чокаев родился 7 января 1890 года в местечке Аулие-тарангыл Сыр-дарьинского района Кзыл-Ординской области. Родом из кипчаков. Дед Мустафы заслужил звание датка, что приравнивает его к султанам. Отец был волостным. Пользовался уважением как признанный в народе судья-бий. По материнской линии отец Чокана ведет свою родословную от казахских ханов, правивших Хивой.

Когда Мустафе было 8 лет, произошло восстание под руководством имама Мадели, в котором участвовали узбеки, казахи, киргизы. По указанию Николая Второго все земли восставших, включая и зимовки, были переданы в собственность переселенцам из России. И все же семья Мустафы Чокаева определила его в русскую гимназию, так как видела в этой экспансии не только жестокость, но и высокую культурную миссию.

 

Источник: Этот многополюсный мир. Древность, совремнность, будущее Казахстана/ - Алматы: Комплекс, 2000. – 181-183 стр.

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс.Метрика