Досмухаметов Халел. 1883 - 1939 гг.
Врач, фольклорист, журналист. С 1924 г. член-корреспондент краеведческого бюро Российской АН, с 1929 г. профессор. Окончил в 1909 г. Санкт-Петербургскую военно-медицинскую академию. В 1909-13 гг. врач воинских подразделений уральских казаков. В 1917-19 гг. участвовал в деятельности партии Алаш. В конце марта 1918 года Халел Досмухаметов вместе с Жаншой Досмухаметовым был на приеме у Ленина и безуспешно пытался втолковать ему необходимость казахской автономии. Ленин запомнил настырность Халела, во всяком выпускника Санк-Петербургской академии и члена корреспондента держали, что говорится, в черном теле и должности отпускали профессору ассистентские, а затем и вовсе подвергли репрессиям. В 1920-25 гг. Халел работает преподавателем Ташкентского института народного просвещения, ординатор медицинского факультета Среднеазиатского университета, председатель научной комиссии Туркестанской республики и Государственного комитета по делам издательств и научных учреждений. В 1926-30 гг. помощник ректора Казахского высшего педагогического института, проректор, доцент Казахского государственного университета. В 1930-38 гг. находится в ссылке в Воронеже, где заведовал отделом Института здравоохранения и гигиены. В 1939 г. репрессирован. Если репрессии и геноцид целых народов раньше как-то связывались с именем Сталина, то с кем и с чем связывать геноцид албанцев Косова, миллион которых был под дулами автоматов выгнан из своей страны сербами и ни один из перемещенных албанцев – мусульман не был принят Россией?
Халел создал первые учебники на казахском языке: “Естествознание”, “Животные” (оба в 1922), “Организм человека”, “Охрана здоровья учащихся” (1925), “Зоология” (1926). Ему поручили возглавлять комиссию по противочумной борьбе. Халел опубликовал книгу “Как бороться с чумой среди казахского населения” (1918-1924). Что он имел в виду?
Значительный вклад Халел внес в развитие казахского языка и литературы. Даже самые придирчивые цензоры ничто не могли найти эдакого в труде “Закон сингармонизма в казахском языке” (1924). Им написаны статьи “Оратор Шернияз” (1925), “Предание о том, как был построен медресе Кугельташ в Бухаре” (1927), “Родословная Жалантош батыра, воздвигнувшего медресе Телли - Кары Шилдар в Самарканде” (1928). И все-таки это было весьма, очевидно, подозрительно, так как среди этих исследований не было ни одной статьи о величии Ленина или гениальности Сталина. Халел вместо этого снова публикует очерк “Устная литература казахского народа”, посвященный теоретическим вопросам казахского фольклора. И это в тот самый момент, когда даже акыны, родившиеся в середине прошлого века, славят Ильича. Халел же издал сборники произведений казахского устного народного творчества “Слова Мурат - акына” (1924), “Исатай – Махамбет” (1925), “Аламан” (1928). И его ссылают в Воронеж, зная, что и как косовские албанцы в дружественном Париже забудут не только о своем фольклоре, но и свой язык, так и в Воронеже Халел сможет петь песни Махамбета только для самого себя. В те времена не было международных защитников гонимых, и Халела расстреливают.
Источник: Этот многополюсный мир. Древность, совремнность, будущее Казахстана/ - Алматы: Комплекс, 2000. – 100-101 стр.