"Балқаш қаласының орталықтандырылған кітапхана жүйесі"
коммуналдық мемлекеттік мекемесі

Коммунальное государственное учреждение
"Централизованная библиотечная система города Балхаш"

Приветствуем Вас на нашем сайте. Мы надеемся, что материалы, размещенные на сайте помогут найти ответы на все интересующие Вас вопросы.

Опрос

Сколько времени Вы проводите в интернете?

Калейдоскоп знаний


Валиханов Чокан

Очевидно, что даже такая нейтральная наука, как география, может быть довольно пристрастна. Семенов Тянь-Шанский входил в Иссык-Куль при пушках и казаках. Ему сооружен на западе Иссык-Куля у бывшего Рыбачьего огромный памятный комплекс. Чокан Валиханов открыл Иссык-Куль с востока. Оттуда, откуда никто из русских географов не мог туда проникнуть. Но и на востоке сооружен памятник не ему, а Пржевальскому. В городе, который долгое время носил его имя, есть и музей, посвященный, конечно же, Пржевальскому. На его стендах выставлена одна – единственная фотография Чокана.

Валиханов открыл миру эпос Манас, впервые записав его при описании Иссык - Куля и его жителей. И впервые опубликовал его строки в русской и европейской прессе. Об этом нигде ни слова.

Если говорить о других парадоксах, то на Иссык - Куле Пржевальский изображен с царским орлом. Памятник ему же в Санкт - Петербурге дал фигуру царского офицера на верблюде.

Нет, среди земляков Чокана нет обиженных. Все - таки его фигура в кителе установлена перед Академией Наук Казахстана, а суверенная Киргизия недавно соорудила новейший памятник Чокану Валиханову неподалеку от Санташа, там, где он впервые начал записывать Манас.

Если память о Чокане нарастает, то Пржевальск переименован в Каракол. И радоваться, а тем более злорадствовать тут нечему. Тем более, что и Чокана с его чингисидской семьей стали иногда именовать коллаборационистской.

Как бы там ни было, но Чокан Валиханов был и остается первым из казахов российским академиком, другом Достоевского, с которым неоднократно переписывался, открывателем Манаса, путешественником, который первым проник в Синьцзян, чтобы увидеть там насаженные на кол черепа не столь удачливых европейских путешественников, офицером, которого привлекли в русские войска, когда они предприняли завоевательский  поход в Семиречье, Тараз и Ташкент, и который, увидев кровь единоплеменников, отошел от этого рейда. Он остается великолепным русскоязычным публицистом, художником и историком. Ученым, чьи труды публиковали в Европе.

Годы наиболее интенсивного духовного становления личности Чокана связаны с учебой в Омском кадетском корпусе. Здесь сложился круг общения, включавший как его наставников, так и однокашников в лице востоковеда Н.Ф. Костылецкого, историка П.В. Гонсевского, публициста, исследователя истории народов Сибири и Казахстана Н.М. Ядринцева, выдающегося географа Г.Н. Потанина, Н.Ф.Анненского.

Впоследствии в этот круг вошли такие выдающиеся деятели как петрашевец С.В. Дуров, П.П. Семенов - Тянь - Шанский, Е.П. Ковалевский, Ф.М. Достоевский. Федор Михайлович писал в одном из своих писем к Чокану: “Я вам объявляю без церемоний, что я в Вас влюбился ... Я Вас так люблю, что мечтаю о Вас и о судьбе Вашей по целым дням”. Из учебы в кадетском корпусе вышел человек, в котором были посеяны семена русской и современной передовой культуры, науки и искусства.

Дальнейшая карьера Чокана была предопределена семейной традицией и полученным образованием. Чокан – российский офицер, гм, разведчик, дипломат и чиновник, исполняющий различные поручения царской администрации.

И в то же время он не мог не почувствовать своей собственной кожей, что он остается для России инородцем. Ведь и в кадетском корпусе он был допущен только в нижний сокращенный класс. Впрочем, даже и сейчас обучение в Институте Восточных Языков (ИВЯ) при МГУ обучение по части предметов идет раздельно для русских и тех, кто поступил туда из Центральной Азии и Казахстана. В еще большей степени раздельное обучение проводится в МИМО – Московском институте международных отношений.

Валиханов не был казахом. Он был чингисидом. Дружбой с ним гордились многие курсанты. И все же ... В остальных случаях его принимали за инородца, казаха, которых тогда именовали киргизами.

Чокан не мог не видеть, какие притеснения и унижения испытывают его сородичи, подвергаясь беспредельному произволу со стороны самого последнего русского чиновника и жандарма и их местных прислужников. Правда, и он, Чокан, как русский офицер, входил в Иссык - Куль с востока при пушках и казаках, которые ему беспрекословно повиновались.

У Чокана оставалась единственная надежда – остаться  человеком – посвятить  себя нейтральному делу: науке и литературному творчеству.

Уже в кадетском корпусе у Чокана зародилась страсть к путешествиям и мечта открыть миру неизведанную Азию. Мечте было дано свершиться, но в более глубоком смысле, чем предполагал юный Чокан. Он не только исследовал и описал неизвестные европейской науке места как географ и путешественник, но и приоткрыл завесу над самым центром Азии – его людьми, историей, образом мысли и чувствами.

В ходе его знаменитой Кашгарской экспедиции Чокан прославился на весь мир. Во время Иссык - Кульской экспедиции, входе проникновения в Кульджу он выступает не просто как географ, экономист, этнограф, царский агент, но и как человек, стоящий на стыке цивилизаций, который видит изнутри Азию глазами образованного европейца.

Он делает извлечения из таких старинных книг, записывает такие предания, ценность которых начинает осознаваться только сейчас. Это записи целых страниц из “Джами ат таварих” Жалаири, “Шеджере - и тюрк” Абулгази. Это запись песен Бухар-жырау. Это цельная запись из Манаса “Смерти Кукотай-хана и его поминок”.

У Чокана появляются самостоятельные научные исследования. Это статьи “Следы шаманства у казахов”, “О мусульманстве в степи”.

Свойственный шаманству культ огня, как правильно отмечает Валиханов, скорее всего, зороастрийского происхождения. Почитание огня, солнца, обожествление неба и небесных светил, культ предков, признание богов – покровителей  отдельных сторон бытия кочевников сохранились, по Чокану, от зороастризма.

Нельзя, конечно, отказываться от отнесения всего этого к зороастризму, тем более, что он очень древен, древнее других религий и учений. Он мог перейти от иранцев и персов, которые с незапамятных времен прошли из Причерноморья и Волги в Индию и Китай через Центральную Азию и Казахстан.

Хотя эти же свойства можно найти и в буддизме и в манихействе, распространенных в свое время среди тюрков.

Любопытны и полны его наблюдения о культе Тенгри.

Всезнающему, премудрому и верховному божеству соответствует переданное через тюркскую традицию обозначение Тенгри - Тенри - Танир. Кок-танир – голубая  небесная обитель и само верховное божество. Отсюда – де  выражения: Да наградит тебя Небо – Танир  жарылкасын, Проклятый Небом – Кок  соксын, Клянусь Небом, Да побьет тебя Небо – Кок соксын мени.

Огонь считается прародителем всего сущего (От – ана). Огонь очищает души от скверны. Огню приносят жертвы в самых сокровенных случаях.

Синкретизация шаманства с исламом проявляется, по Чокану, в таких принципиальных представлениях, как Аллах, отождествляемый с Тенгри.

Такова суть религиоведческих и культурологических исследований казахского просветителя демократа, путешественника, историка, этнографа и фольклориста Чокана.

Прожив два года в Петербурге, Чокан работал в главном штабе над подготовкой к изданию карты Азии. Участвовал в трудах Русского географического общества, членом которого он был избран в 1860 году. Здесь Чокан публиковал работы, посвященные истории и культуре Средней Азии и зарубежного Востока. Среди публикаций “Казахи” (“Киргизы”), “Следы шаманства у казахов”, “Казахское родословие”, “О кочевках казахов”. В них собран и обобщен огромный материал об истории, этнографии казахов, их быту, обычаям и культуре.

Устному народному творчеству казахов посвящены статьи “Предания и легенды большой Киргиз – Кайсацкой  орды”, “Очерки Джунгарии”. Подчеркивая поэтическую и музыкальную душу народа, Валиханов рассказывает легенду, согласно которой есть сказочная птица, которая, пролетая прямо над землей, как бы одаривает находящихся в тени ее крыльев частицей своего гения. Поверье таково: над казахами птица пролетела совсем близко, из чего и проистекает их особая музыкальная одаренность.

Чокан Валиханов был подлинным чингисидом. Его дед является внуком хана Аблая. Сам дед Вали был последним ханом Среднего жуза. Вместе с бабкой Чокана Айганым дед Вали может явиться примером семьи прорусской ориентации. К отцу Чокана Чингису царская администрация благоволила. Об этом свидетельствует назначение его старшим султаном одного из округов и присвоение чина полковника. Чингис содействовал русским ученым в изучении казахского фольклоры и быта.

И в то же время это были объедки с ханского стола. Сама того не ведая, русская администрация покончила с многовековым монгольским ханством в казахских степях, превращая ханов всего лишь в полковники.

В имени Чокана от чингисидства остались только отчество да фамилия. Да, это был Чокан Чингисович Валиханов, но не хан, а всего лишь младший офицер царской армии, если забыть, что он был по совместительству шпионом царизма в Китае. От генеалогии чингисидов, Чокан должен был перейти к изучению генеалогии казахских родов. Полное имя его было исламским Мухаммед-Ханафия. Чоканом назвала мальчика его мать. Чингисиды – ветвь  монголов без роду и племени, готовая примкнуть то к мусульманам, то к русским, то к арабам, то к персам, то к китайцам, лишь бы остаться правителями казахов.

Родился Мухаммед – Ханафия  в ноябре 1835 года. Первоначальную грамоту Чокан получил в частной казахской школе, где научился арабскому языку, получил представление о восточной поэзии, научился рисовать. Сохранившиеся зарисовки Чокана, помещенные в его географических книгах, свидетельствуют, что в нем жил талант недюжинного художника.

Отец с малых лет привлекал Чокана к сбору материалов, касающихся легенд и народных преданий казахов. Впоследствии Чокан не без оснований подчеркивал, что народно-поэтическое творчество казахского народа дает полную картину его исторической и духовной жизни. Он бы мог отметить, что в этой народной истории нет почему-то места чингисидам. Там одни казахские батыры, красноречивые бии, великолепные акыны. Как и в генеалогии чингисидов нет места казахам, если даже они были полководцами, приведшими ханов к победам. Так и жили параллельно, не пересекаясь две истории: одна монгол в Казахстане, другая казахов без монгол. Но Чокан это уже исследователь казахского фольклора и истории глазами казахов.

 Интересны высказывания Чокана об особенностях импровизационного искусства акынов, и видах песен, о ритмике казахского стиха. Он одним из первых записал народную эпическую поэму “Козы-Корпеш и Баян-сулу”.

Едва ли чингисиды соорудили хоть один мавзолей хоть одному знаменитому казаху. Казахи в честь 150-летия со дня рождения Чокана возвели в 1985 году мемориальный комплекс в местности под названием Алтын-Эмель, неподалеку от урочища Коген - Тоган, где был похоронен в 1865 году больной и трагически одинокий, покинутый всеми русскими офицерами и учеными Чокан Валиханов. Через десять лет в урочище Санташ был поставлен в Киргизии огромный валун с картой путешествия Чокана по Иссык - Кулю. Выдающийся вклад в изучение научного вклада и творчества Валиханова внес А.Х. Маргулан, благодаря которому в 1961 - 1972 годах было опубликовано собрание сочинений Ч.Ч. Валиханова в пяти томах.

Чокановская традиция бережного сбора духовного наследия казахов нашла достойных продолжателей. Чокан – первый действительный член русского географического общества, которое вспомнило о нем и еще в царское время издало многие из его трудов. Валиханов сделал многое для казахского, русского и киргизского народов. Чокан Чингисович Валиханов являет пример подлинного евразийца.

 

 

Источник: Этот многополюсный мир. Древность, совремнность, будущее Казахстана/ - Алматы: Комплекс, 2000. – 92-95 стр.

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс.Метрика