Одной из наиболее крупных фигур истории позднесредневекового Казахстана является сын основателя Казахского ханства Джанибека Касым-хан (родился около 1445 г.), который имел широкую известность не только в степи, но и далеко за ее пределами — в Московском государстве и во многих ханствах Центральной Азии. По отзывам его современников — мусульманских историков Камал ад-дина Бинаи, Фазлаллаха Ибн Рузбихана, Бабура, Мухаммеда Хайдара Дуглата и др., Касым-хан отличался большим умом, харизмой, военным талантом, личной отвагой, умением вести за собой людей, выдающимися организаторскими способностями и высокими морально-нравственными качествами, достойными подражания.
Благодаря своим достоинствам, он сумел выдвинуться на первый план среди казахской знати еще в годы правления Бурундук-хана и постепенно оттеснил его от власти. По признанию многих авторитетных дореволюционных и современных историков-востоковедов и этнологов, ханская власть в Казахской степи, пожалуй, никогда не была такой прочной, авторитетной и значительной как по территориальному охвату, так и по масштабам распространения, как правление Касым-хана. В этой связи Мирза Мухаммед Хайдар Дуглат писал, что Касым-хан был "полным властелином во всем Дешт-и Кыпчаке и приобрел такую известность и могущество, какого еще никто не имел после Джучи-хана". Другие мусульманские историки средневековой эпохи также утверждали, что хана Касыма можно считать "одним из наиболее выдающихся правителей Дешт-и Кыпчака и могущественным властелином того времени", он "славился своим могуществом и превосходил всех властителей Дешта своей храбростью и многочисленностью подчиненного ему народа".
Под знаменами Касыма к концу его правления — 1521 г. — собиралось до 1 млн. человек, а численность воинов, более или менее регулярно находившихся под его властью и участвовавших вместе с ним в боевых походах и сражениях, составляла около 300 тыс. человек. Имя этого правителя овеяно в исторической памяти казахского народа различными легендами и преданиями. С ним казахи связывают создание свода степных законов, известных как "Касым ханның қасқа жолы" ("Ясная дорога хана Касыма"), которые, очевидно, никогда не были записаны и передавались устным путем от поколения к поколению.
Деятельность Касым-хана занимает в отечественной истории важное место еще и потому, что ему удалось значительно раздвинуть границы территории Казахского ханства на северо-запад, север и юг и установить контакты с сильными соседними государствами и народами.
После смерти хана Касыма ногайские мурзы не только вернули свои прежние кочевья в приуральских степях и вытеснили казахов с берегов Яика и Эмбы, но и наголову разбили его преемников в ходе неоднократных войн. Вследствие ряда поражений казахских ханов Мамаша (1521-1522), Тахира (ок. 1523-1531) и Буйдаша (1531/32— 1559/60) с внешними противниками и обострения междоусобных противоречий среди правящей кочевой знати степи в Казахском ханстве значительно усилились центробежные тенденции, и верховные правители казахов утратили свое влияние на многие кочевые роды и племена. Во второй четверти XVI в. власть ногайских мурз распространилась на казахов, кочевавших в западной части региона, и некоторые местные чингизиды стали принимать активное участие во внутриполитической жизни и внешней политике Ногайской орды.
Источники: История Казахстана: народы и культуры[Текст]: Учебное пособие / Масанов Н.Э. и др. – Алматы: Дайк-Пресс, 2000. – 608 с.+28 с.
Казахские ханы: личности, традиции и преемственность власти[Текст]. - Алматы: Дайк-Пресс, 2000. – с.142.