Майкы би Манулы (XII-XIII вв.) известный би, родоначальник национального ораторского искусства, поэт-импровизатор. В энциклопедических изданиях его называют Майкы би, Байки, Байку. В казахских летописях Майкы Манулы описывается как незаурядная личность. Он обладал большим умом, высоким интеллектом, принимал мудрые и справедливые решения. Майкы би был предан своему народу, и хотел для него лучшей жизни. Его жизненными целями были единство, независимость, целостность и согласие страны. Не зря народная мудрость гласит: «Корень целого слова - один, родоначальник его - Майкы би» (отец красноречия). С детства Майкы был хромым. Видимо, потому его и назвали Майкы, и к тому же 18 деда тоже звали Майкы. Современник и советник Шынгыс хана. Его называли авторитетным человеком, аулие, т.е. он мог прогнозировать события, предсказывать судьбы людей. Сын Шынгыс хана, уходя в поход на Запад, доверил Майкы бию право на управление правым крылом своей армии. Абай причислял Майкы к числу 12 биев-казахов, так как он в числе 12 ханов ходил поздравлять в 1206 году Шынгыс хана, когда тот стал ханом Монголии. По легендам, после смерти Орманбет бия и откочевки ногайцев Майкы би разделил казахов на три жуза. «Жуз» в переводе с арабского переводится как «подраздел», «раздел». Представителей уйсунов назвали «старший жуз», аргынов - «средний жуз», подраздел под руководством Когамулы Алшын - «младший жуз». Одного из ханов-ногайцев - Ахмета (Алаша-хан) - сделали ханом трех жузов. В эти объединения вошли представители 40 родов и каждому подразделу вручили знаки. Уйсунам вручили «флаг», аргынам - «глаз», тому, кто должен был первым идти на врага Алшыну - «копье». Также были розданы знаки всех 40 родов, которые были высечены на наскальных камнях. Эти камни в истории остались под названиями «Майқы таңбасы» («Знаки Майкы») или «Нұра таңбасы» («Знаки Нура»). Последнее название в честь местности, где они были высечены. У него было много детей. Он был недоволен своими сыновьями Узыном и Кортыком. Сильно удивленный Майкы говорил: «Когда от плохих рождаются хорошие дети - можно поверить с трудом, бывают случаи, когда и от хороших рождаются плохие, от которых нечего взять». В целом, по его мнению, от плохих рождаются плохие, а от хороших - хорошие, за редкими случаями, от бесчувственных - вовсе тупые, от ничего не видящих, не замечающих - слепые, и т.д. Отклонения могут быть очень редко. Среди народа осталось значительное количество высказываний и афоризмов Майкы. Майкы, как би, участвовал в спорах, возникавших между жузами. Он всегда ссылался на народные пословицы и изречения. При этом превыше всего ставил единство народа. По мнению Майкы, государственные объединения должны управляться по народным традициям и обычаям. Даже в давно забытых традициях заложен определенный смысл. Не только казахи, но и узбеки, татары, башкиры, каракалпаки тоже считают Майкы своим бием. Простился со светом Майкы би, когда ему было 120 лет.
Источник: Тогусбаев Б., Сужиков А. Исторические личности [Текст]. – Алматы: Алматыкітап, 2007. – 312 стр.