Мавзолей-мечеть Ходжа Ахмета Яссауи, памятник архитектуры 14 века в городе Туркистан Южно-Казахстанской области. Возведен над могилой поэта-мистика и религиозного проповедника Ходжа Ахмета Яссауи в 1389—99 по указанию эмира Тимура зодчим Хасаном Ширази. Небольшой однокамерный мавзолей, построенный над могилой Ходжа Ахмета Яссауи, в 12 веке был включен в новую постройку. Ядром композиции комплекса мавзолея-мечети Xоджа Ахмета Яссауи является казанлык, предназначенный для большого числа молящихся. В архитектуре интерьера казанлыка усилен декоративный момент, применена обильная лепнина. Сам купол выложен кольцевыми рядами клинчатой кладкой. С юга к казанлыку примыкает грандиозный портал, с севера — усыпальница (гурхана). С восточной и западной сторон его окружают большие 2-цветные залы — Киши Ак-Сарай, кудукхана (колодезная), халимхана (кухня, где готовилась ритуальная пища — халим), китапхана (библиотека) и квадратные в плане худжры (кельи для паломников). Мечеть и Улькен Ак-Сарай расположены по обеим сторонам гурханы. Восемь 2-этажных коридоров, перпендикулярных стенам казанлыка, делят здание на 8 пространств, блоков. План мавзолея симметричен в целом и асимметричен в деталях. Все части мавзолея соразмерны и композиционно уравновешены. Купола и арки портала возвышаются до 38 м. Осевое расположение основных помещений на фасаде выявлено мощными объемами арки главного портала, куполами казанлыка и гурханы. Архитектура фасада лаконична и почти лишена элементов пластики. Большие гладкие плоскости стен изредка прорезаны оконными и дверными проемами. Благодаря полихромным глазурованным облицовкам, бирюзовой гамме, сплошь покрывающим фасады, здание необычно нарядно. В основе декора облицовок лежит преимущественно эпиграфический орнамент. Все стены памятника заполнены текстами религиозного содержания, часто закомпонованными в геометрические сетки-гирихи. Тексты из Корана занимают места на подкупольных фризах, в обрамлении михраба и выполнены канонизированным почерком сульс. Элементы растительного орнамента в "чистом" виде использованы при декорации тимпанов окон, дверей, арок, панелей, цоколя. Особо декорирован ребристый купол усыпальницы, сплошь украшенный глазурованными полихромными мадохилями. Необлицованный фасад здания (южный или главный) решен в виде гигантского портала. Арка портала поднимается на высоту 38 м. Главным помещением в архитектурной композиции постройки является гурхана Ходжи Ахмета Яссауи, расположенная на главной оси в глубине здания. Это 2-светное помещение перекрыто высоким, уходящим в полумрак куполом. В центре помещения установлено большое надгробие без эпитафии, облицованное плитами серпентинита (змеевика) светло-зеленого цвета с прожилками. В северо-западном углу здания расположена мечеть. Помещение перекрыто куполом, высоко поставленным на барабан, прорезанный световыми проемами. Памятником мозаичного искусства является михраб мечети, выполненный в технике наборной глазурованной мозаики. Арки и купола основных помещений декорированы сталактитовыми системами. Архитектура других комнат памятника лишена декора. Интерьеры мавзолея построены по принципу контраста разнообразных приемов композиции и отделки. В главных помещениях (казанлыке, усыпальнице, мечети) сосредоточены наиболее сильные средства архитектурной выразительности: купола и ниши, скульптурный и живописный декор. Они представляют образец синтеза архитектуры, скульптурных форм и монументальной живописи. С 1982 находится под охраной государства, внесен в Красную книгу архитектурных памятников ЮНЕСКО. В 2000 закончены реставрационные работы.
Источник: Казахстан. Национальная энциклопедия [Текст]: Т.5 – Алматы: Главная редакция «Қазақ энциклопедиясы», 2007. – 560 стр.