"Балқаш қаласының орталықтандырылған кітапхана жүйесі"
коммуналдық мемлекеттік мекемесі

Коммунальное государственное учреждение
"Централизованная библиотечная система города Балхаш"

Приветствуем Вас на нашем сайте. Мы надеемся, что материалы, размещенные на сайте помогут найти ответы на все интересующие Вас вопросы.

Опрос

Сколько времени Вы проводите в интернете?

Калейдоскоп знаний


Куляш Байсеитова

Байсеитова Куляш (Гульбахрам) Жасыновна  (1912 - 1957 гг.) - казахская певица (лирика- колоратурное сопрано), одна из основоположниц казахского оперного искусства, общественный деятель.

Природный музыкальный талант Байсеитовой проявился рано. Она заучивала и исполняла песни, жыры и кысса, услышанные от отца - Жасына.
В 1928 году Байсеитова закончила в Алматинский педагогический техникум. В 1930г. она была принята в Казахский театр драмы. Здесь Байсеитова играет роли Агафьи Тихоновны ("Женитьба" Н.В.Гоголя), Клавдии ("Подводная лодка" М.Тригера), Пулиш ("Фронт" Б.Ж. Майлина), Зауре ("Зауре" К.Байсеитова и А.Шанина), Енлик (Енлик-Кебек" М.О.Ауезова).
Всестороннему раскрытию таланта Байсеитовой способствовала учеба в музыкально-драматической студии, созданной в 1933г. при Казахском театре драмы. С 1934 года Байсеитова солистка Казахского музыкального театра (ныне Театр оперы и балета им. Абая). Музыкальный и сценический талант Байсеитовой ярко проявился в создании образа Айман в музыкальной комедии Ауэзова и И.В.Коцыка "Айман-Шолпан". Образ Шуги ("Шуга" Майлина и Коцыка) свидетельствовал о возросшем мастерстве певицы, партия Жибек ("Кыз Жибек" Е.Г.Брусиловского) позволила подняться к высотам классического оперного искусства. Образы, созданные ею в операх русских и казахских композиторов, составили целую галерею противоположных характеров. Байсеитова исполнила партии Кадиши, Акжунус, Айшы, Сайры, Зере, Раушан в операх Брусиловского "Жабыр", "Ер Таргын", " Золотое зерно", "Гвардия", вперед!", А.А.Зильбера "Бекет", И.Н.Надирова "Глубокое озера". Певица искусно передала сложную лицемерную, изменчивую натуру Акжунус, которая прибегала к изощренным способам мщения человеку, вызвавшему ее ненависть. Образы Ажар и Сары ("Абай" А.К.Жубанова и Л,А,Хамиди; "Биржан и Сара" М.Тулебаева, Гос. Пр. СССР,1949) являются вершинными в творчестве Байсеитовой. Впервые на казахской оперной сцене Байсеитова исполнила партии из классических опер-Баттерфляй ("Чио-Чио-сан" Дж. Пуччини), Татьяны ("Евгений Онегин" П.И.Чайковского), Тамары ("Демон" А.Г.Рубиннштейна), Маро ("Даиси" З.П.Палиашвили) и Алтыншаш ("Алтыншаш" Н.Г.Жиганова).

 

Источники: Казахстан. Национальная энциклопедия [Текст]: Т.3 – Алматы: Главная редакция «Қазақ энциклопедиясы», 2005. – 560 стр.

Тогусбаев Б., Сужиков А. Исторические личности [Текст]. – Алматы: Алматыкітап, 2007. – 312 стр.
 

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс.Метрика