"Балқаш қаласының орталықтандырылған кітапхана жүйесі"
коммуналдық мемлекеттік мекемесі

Коммунальное государственное учреждение
"Централизованная библиотечная система города Балхаш"

Приветствуем Вас на нашем сайте. Мы надеемся, что материалы, размещенные на сайте помогут найти ответы на все интересующие Вас вопросы.

Опрос

Сколько времени Вы проводите в интернете?

Калейдоскоп знаний


Кенесары Касымов

Кенесары Касымов - казахский султан, хан Среднего жуза. Родился в 1802 году, умер в 1847 году. Принадлежа к верхушке степной знати, Кенесары добивался восстановления ликвидированной царским правительством России ханской власти и передачи Касымовым ханского титула. Ядром войск были ближайшие родственники Кенесары, основной же военной силой - батыры его родов. В 1841 году на сборе казахской родовой знати и султанов Кенесары Касымов был провозглашен ханом. Он восстановил суд биев, разбиравший дела по нормам шариата. Своей налоговой политикой Кенесары закреплял нормы мусульманского права: для скотоводческих районов сохранил зякет (налог, взимавшийся со скотоводов в пользу хана), для земледельческих - ушур (налог, взимавшийся с оседлого населения). Деспотизм хана Кенесары, считавшего казахские жузы своим наследственным достоянием, вызывал возмущение у народа. В 1844 году в аулы рода жаппас приехал брат Кенесары султан Наурызбай с отрядом есаулов и начал взыскивать зякет, отбирать имущество и продукты. Жаппасцы выступили с оружием в руках против Наурызбая. Кенесары проводил политику своего деда Аблая, полагавшего, что только жестокость может сделать ханскую власть прочной. Свою власть он поддерживал путем жесткой дисциплины, порой граничащей с террором. На захваченных землях Кенесары утверждал династический режим. В конце 1846 года вытесненный русскими царскими войсками и военными формированиями казахских султанов-правителей с территории Младшего и Среднего жузов, он занял труднодоступный полуостров в устье реки Или, откуда совершал набеги на киргизские земли. Сильно ослабило в Семиречье позиции Кенесары, всегда ратовавшего за отрыв Казахстана от России, принятие в 1846 году казахами Среднего жуза российского подданства. В 1847 г. Кенесары покинул пределы Среднего жуза, рассчитывая улучшить свое положение завоевательными походами в Киргизию, которые вызвали отпор киргизов. В одном из боев он был захвачен в плен и казнен. Самая впечатляющая черта жизни и деяний Кенесары Касымова - трагизм. Печать безысходности и обреченности соседствуют в его действиях с ярким мужеством, решительностью, умением прямо смотреть в глаза судьбе, бросить вызов времени. Кенесары стоял у истоков борьбы за возрождение независимой государственности Казахстана. Велики его заслуги в деле борьбы против имперской политики, за свободу казахского народа, за утверждение его чести и достоинства.

Стремления и чаяния Кенесары при всей их ограниченности носили общечеловеческий характер. Восстание казахов 1837-1846 годов под предводительством хана Кенесары было справедливым актом - протестом, направленным против захватнической колониальной экспансии Российской империи, Кокандского и Хивинского ханств. Оно имело национально-освободительный характер с целью воссоздания государственности и сохранения территориальной целостности исконной земли казахов. Будучи вождем движения и горячим патриотом своей отчизны, Кенесары Касымов в трудный час испытаний для своего народа проявил себя как выдающийся государственный деятель, незаурядный полководец и одаренный дипломат своей эпохи, посвятивший свою жизнь делу борьбы за свободу и независимость. Кенесары зорким своим взором осознал изменение политики царизма, перешедшего в XIX в. к прямой колонизации. Острие своей дипломатической и политической активности он связывал с согласием царского правительства на уничтожение военно-административных центров и форпостов, усиленно насаждавшихся в это время и разрезавших живую органику суверенитета казахского народа. Движение Кенесары было последней отчаянной, по сути трагической попыткой объединить народ и сохранить государственность хотя бы в рамках общей вассальной зависимости.

 

Источник: Казахстан. Национальная энциклопедия [Текст]: Т.3 – Алматы: Главная редакция «Қазақ энциклопедиясы», 2005. – 560 стр.

Тогусбаев Б., Сужиков А. Исторические личности [Текст]. – Алматы: Алматыкітап, 2007. – 312 стр.
 

Кенесары Касымов (1802 - 1847).

Глава антиколониального движения.

Свидетель успехов Кенесары Е.Т.Смирнов подчеркивает огромную популярность казахского полководца среди народа: “Вид удалого предводителя, часто рисковавшего жизнью под залпами оренбургских линейных батальонов и пушечной картечью, разносившийся далеко по степи гул копыт масс легкой кавалерии, украшенной разноцветными знаменами и значками, веселые пиры со скачками после удачных набегов, большие охоты в степях на зверя и птицу, удалые отдельные подвиги Наурузбая и других сподвижников – все это сильно поражало воображение казахского народа и расшевеливало в нем задремавшие инстинкты прежней воинственности”. Почти кинематографическое описание, которое еще не известно во что может превратиться в современных фильмах. Скорее всего, в надутого и грузного аксакала, важно шествующего по степи в узбекском полосатом халате.

Хан Кенесары в силу обстоятельств стал предводителем национально-освободительного движения на территории Казахстана против России, Коканда и Хивы. Чингисид. Казахский султан. Хан Среднего жуза. Как и Чокан Валиханов, Кенесары Касымов является прямым потомком хана Аблая. Но если Чокан Валиханов полностью примкнул к царским властям, то Кенесары Касымов выступил против них. Обе судьбы трагичны.

В 1827 году отец Кенесары по имени Касым и старший брат Саржан начали движение против захватнической политики царской России, совершая нападения на русские военные посты и пикеты. Кенесары – представитель верхушки степной знати добивался восстановления ликвидированной царским правительством России ханской власти и передачи Касымовым ханского титула, предоставления независимости Казахстану.

Социальную базу движения Кенесары составляли недовольные экспансионистской политикой соседних государств и ликвидацией ханской власти крупные феодалы. Ядром войск были ближайшие родственники Кенесары, основной же военной силой – батыры его родов со своими дружинами.

Английский путешественник Аткинсон (1799-1861) в книге “Средняя Азия и Западная Сибирь”, 1857 года издания, свидетельствует: “Судя по всему, Кенесары готовил из казахов прекрасных бойцов. Многие говорили мне, что именно необычайная ловкость в обращении с копьем и боевым топором позволяла джигитам Кенесары столь успешно воевать с превосходящими силами противника. Имея хороших офицеров, казахи могли бы составить лучшую кавалерию в мире”. Так Кенесары попадает на страницы международной истории.

В 1838 году войска Кенесары штурмом взяли укрепления Акмолы.

Вслед за этим они освободили Тургай.

Надо сказать, что восстание Кенесары вызывало чувство симпатии не только у английских, но и у русских исследователей. Русский этнограф Михаил Васильевич Венюков (1832-1901) втруде “Опыт военного обозрения русских границ в Азии”, рассказывая, как генерал Перовский “начал было строить непрерывный вал, вроде китайской стены” против “степных хищников”, свидетельствует, что это ни к чему не привело. Венюков приходит к выводу: “Но все эти пограничные военные меры не достигали цели, и скоро в степях образовалось правильное восстание под предводительством умного и предприимчивого Кенесары Касымова. Оно продолжалось до 1845 и 1846 годов”. Это, возможно, было последнее в истории успешное восстание конников против артиллерии и регулярных войск.

В своих письмах к представителям царя Кенесары Касымов объяснял свои действия стремлением быть поближе к границам России, что должно было облегчить переговорный процесс.

Но это был боец международного масштаба, перед которым заискивали Бухара, Хива, Коканд. Эту сторону движения Кенесары подмечает русский ученый А.И.Добромыслов (1854-1915) в капитальном труде “Тургайская область. Исторический очерк”. Он пишет о деятельности Кенесары на севере и на юге: “В 1842, 1843 и 1844 годах, когда Кенесары постепенно приобретал большую силу и значение в казахских ордах и начал вести активную борьбу с русским правительством, Бухара и Хива ведут ожесточенную борьбу за обладание Кокандом, и владельцы того и другого ханства заискивают расположения Кенесары, посылая к нему посольства и подарки, и признают его ханом казахских орд. Кенесары, как искусный политик, вел дела со среднеазиатскими владельцами так, чтобы те, в надежде на его поддержку, продолжали распрю, а когда вследствие этого достигнут крайнего истощения, он, как и раньше имевший вид на Коканд, займет его и провозгласит себя ханом”. Казахстан всегда был буферной зоной для завоевателей со всех частей света. Россия двигала на него с северо-запада. Джунгария и Китай стремились подмять с востока. С юга были настороже Коканд, Хива и Бухара. Кенесары предстал лишь одним из образцов тех руководителей Казахстана, который лавировал между этими полярными силами, сталкивал их между собой, находил у них поддержку и страдал ото всех сразу.

Именно эту сторону подмечает Добромыслов: “Продолжая кочевать в степях оренбургского ведомства, Кенесары приобрел такое влияние на народ, что большая часть казахов бывшей Малой орды стала называть его ханом. Обманывая оренбургских администраторов и не боясь сибирских, Кенесары распоряжался как самостоятельный владелец: заключал союзы, объявлял войну, собирал подать и чинил суд и расправу”. Кенесары чувствовал себя своим и в Оренбурге, и в Семиречье, и в Сибири, и под Ташкентом.

Он был самым ярким представителем древней земли Кипчакии, которая всегда удивляла всех своими размерами и единством. Хан угадал настроения народа, и народ считал своим кумиром этого хана: “С наступлением 1845 года Кенесары достиг апогея своей славы: у казахов он несомненно пользовался большим значением и уважением, среднеазиатские ханы искали его дружбы, ташкентские казахи, считавшие потомков хана Аблая в числе своих злейших врагов, теперь просили его зашиты от Хивы и Бухары и, наконец, начальник Оренбургского края генерал Обручев прекращает военные поиски и вступает с ним в переговоры”. Дружба и война, ненависть и переговоры, страх и заискивания – все эти качества Кенесары были не его сутью, а рождались в связи с объективными обстоятельствами.

Считают, что на самом деле он стремился подключить Младший жуз к восстанию. Тем более, что там уже гремело свое восстание 1836-1838 годов под руководством Исатая Тайманова.

Недюжинный характер Кенесары хорошо схватывает Добромыслов, тринадцать лет проработавший в Тургайской области и знавший всех изнутри: “Этот султан был человек энергичный, решительный, обладавший к тому же недюжинным умом. Участие с детства в многочисленных битвах закалило его во всевозможных лишениях  и сделало отличным наездником. Все эти качества особенно располагали к нему казахов”. Недаром Кенесары посвящены народные поэмы.

Американский дипломат Юджин Скайлер (1840-1890) в труде “Туркестан. Заметки путешествия в Русский Туркестан, Коканд, Бухару и Кульджу” (Лондон, 1876) видит в освободительном движении не одного Кенесары – все-таки хана, но и сильных личностей из народа. Для него этот ряд борцов – общее проявление единого чувства казахов за свою независимость: “ Почитая одновременно с этим храбрость, набеги и смелость и любя свою независимость, казахи всегда были готовы последовать за знаменем любого батыра или героя, вроде Сарыма Арунгази или Кенесары, который мог появиться в степи”. США – это символ любви к независимости. И казахи стали частью мирового движения за самостоятельность. Кенесары предстал одним из героев этого постоянного стремления всех и вся к суверенности. Американец Скайлер и англичанин Аткинсон тому свидетели.

Вопреки решению царской власти о ликвидации ханства в Казахстане, в 1841 году на сборе казахской родовой знати и султанов Кенесары Касымов был провозглашен ханом. Он восстановил суд биев. Своей налоговой политикой Кенесары закрепил привилегии ханской власти – сбор налогов в пользу хана и султанов.

Его войска двинули против кокандцев. Они осадили крепости Созак, Ханкорган, Ак-Мечеть, Жулек, в которых были гарнизоны Кокандского ханства.

Царское правительство не смогло тогда оценить эти действия Кенесары. Твердолобые генералы шли напором против Кенесары. Его войска иногда доходили до 20 тысяч человек. В основном, его поддерживали представители Центрального жуза. Но к восстанию примыкали отдельные представители Старшего и Младшего жузов. Восстание стало всеобщим. В результате оно стало крупнейшим освободительным движением в истории Казахстана.

Николай 1 подписал 27 июня 1843 года резолюцию о том, что в одном государстве не может быть другого государства, тем самым предвосхитив постановления Москвы конца XX века в связи с событиями на Кавказе – в Чечне и Дагестане.

Деспотизм хана Кенесары, считавшего казахские жузы своим наследственным достоянием, вызывал возмущение у народа, начавшего открыто выступать против него. В 1844 году в аулы рода жаппас нагрянул брат Кенесары – султан Наурызбай с отрядом есаулов и начал взыскивать налоги, отбирать имущество и продукты, захватывать женщин и девушек. Жаппасцы выступили с оружием в руках против произвола султана Наурызбая, поощряемого ханом Кенесары, и стали убивать их сподвижников.

В 1843 и 1844 годах воины Кенесары добивались успехом против вооруженных до зубов полчищ царизма, которые с пушками проводили зачистки в безоружных аулах.

В конце 1846 года Кенесары, вытесненный русскими царскими войсками и военными формированиями казахский султанов – правителей с территории  Младшего и Среднего жузов, занял труднодоступный полуостров в устье реки Или.

Кенесары в 1847 году покинул его пределы, рассчитывая улучшить свое положение у кыргызов. Но у Токмака Кенесары был во время ночного набега убит.

Отец Абая Кунанбай за то, что он не стал на сторону Кенесары, получил повышение от царского правительства по офицерскому званию.

Была отмечена лояльность самого Абая. Ему вручили за отсутствие доблести именную шашку.

Восстание Кенесары в то же время всколыхнуло не только казахские и кыргызские массы, но и русских, польских, шведских ссыльных, которые добровольно служили в его войсках, отвечая чаще всего за пушки. Маневры Кенесары по степи изматывали царские войска. Его внезапные удары наносили достаточно сильный урон.

Возможно, в то же время, что только благодаря восстанию Кенесары ханский титул сохранился после его смерти еще на несколько поколений. Во всяком случае, Валихан – отец Чокана был еще ханом Среднего жуза.

Восстание Кенесары Касымова долгое время было табу для историков. Не один из казахских ученых жестоко поплатился жизнью и лишением свободы за одно только упоминание о такой личности и его борьбе казахов против царизма. Одним из этих ученых является Е.Бекмаханов с монографией “Казахстан в 20-40 годы XIX столетия”. Он сам подвергся репрессиям.

Восстание казахов 1837-1846 годов под предводительством хана Кенесары было справедливым актом – протестом, направленным против захватнической колониальной экспансии Российской империи, Кокандского и Хивинского ханств. Оно имело национально-освободительный характер с целью воссоздания государственности и сохранения территориальной целостности исконной земли казахов.

Будучи вождем движения и горячим патриотом своей отчизны, Кенесары Касымов в трудный час испытаний для своего народа проявил себя как выдающийся государственный деятель, незаурядный полководец и одаренный государственный деятель, великолепный полководец и одаренный дипломат своей эпохи, посвятивший всю свою жизнь делу борьбы за свободу и независимость.

Та независимость, которую сейчас получил Казахстан, имела трудную предысторию.

Кенесары зорким своим взором осознал изменения в политике России, перешедшего в XIX веке от патронажа и вассалитета в отношениях между царизмом и Казахстаном к прямой колонизации. Острие своей дипломатической и политической активности он связывал с согласием царского правительства на уничтожение военно-административных центров и форпостов, усиленно насаждавшихся в это время и разрезавших живую органику суверенитета казахского народа.

Движение Кенесары было последней отчаянной попыткой, по сути трагической, объединить народ и сохранить государственность хотя бы в рамках общей вассальной зависимости. Вот почему, как заметил Букейханов, его слава затмила даже славу популярного деда – Аблай хана.

Воздавая должное памяти Кенесары, извлекая уроки из его политического наследия, из его прозрений и поражений, необходимо безо всякой тени сомнения занести его имя в пантеон национальной славы, сделав это с чувством ответственности перед духом предков и перед памятью потомков.

Пантеон славы сейчас все чаще воплощается в Казахстане в монументальной живописи и скульптуре. И это отлично. Но наши знаменитые предки зачастую предстают в нем в мусульманизированном  виде: халате и нечто вроде тюбетейки или чалмы на голове. Что больше характерно для соседней республики. Однако Кенесары, его облик, как и его деятельность, несут в себе не азиатские и не европейские, но евразийские черты. Об этом свидетельствуют записки Е.Т.Смирнова, который сам лично видел Кенесары: “1844 г. был годом самой блестящей славы и могущества Кенесары. Как наездник – партизан, он проявлял изумительную деятельность, сумев сгруппировать вокруг себя лучших джигитов – удальцов казахских степей. Красиво одетый в бархатный бешмет с “полковничьими эполетами” на плечах, с знаменщиками позади, сопутствуемый наездниками – кольчужниками с длинными, колеблющимися пиками, Кенесары скакал всегда впереди своих масс, легко разбивая стремительностью своих атак”.

Последний выбранный всенародно хан. Выбранный несмотря на то, что царское правительство сначала решило само назначать ханов, а затем и вовсе отменило ханство. Не одинокий в своей борьбе за независимость с Россией, поскольку противодействие царизму начал его отец, а продолжили вместе с ним его брат Наурызбай и сын Садык. И в то же время, можно считать, что вместе с Кенесары закатилась власть чингисидов. Казахи, которые и раньше выдвигали из своей среды батыров и биев, наконец-то освободились даже от номинальных следов монгольского владычества. Кенесары оказался на рубеже вех, когда казахи уже вполне самостоятельно начали борьбу за своей суверенитет. Он стал на рубеже военного искусства, когда на смену славной коннице пришел гром артиллерии и тяжелая поступь танков. Он стал воплощением рубежа континентов, когда на смену великолепной культуре востока стала приходить инженерная и научная мысль Европы. Он был между этими силами. И стал воплощением этих сил. Кенесары стал ярким примером евразийства – синтеза сил Востока и Запада.

 

Источник: Этот многополюсный мир. Древность, совремнность, будущее Казахстана/ - Алматы: Комплекс, 2000. – 107-110 стр.

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс.Метрика