"Балқаш қаласының орталықтандырылған кітапхана жүйесі"
коммуналдық мемлекеттік мекемесі

Коммунальное государственное учреждение
"Централизованная библиотечная система города Балхаш"

Приветствуем Вас на нашем сайте. Мы надеемся, что материалы, размещенные на сайте помогут найти ответы на все интересующие Вас вопросы.

Опрос

Сколько времени Вы проводите в интернете?

Калейдоскоп знаний


Казыбек би

Казыбек Келдибек Улы (1667-1764) - известный в народе как Каз дауысты Казыбек ("Казыбек, непревзойденный в слове и слоге", буквально "Казбек с непревзойденным голосом"), получивший это название, как говорит легенда, от заклятого врага казахов, Контайчи Галдан Церена, пораженного и загипнотизированного его красноречием. Родился он на берегах Сыр-Дарьи (точное место рождения неизвестно), принадлежал к Среднему жузу, к разделу Каракесек племени Аргын. Отца называли Келдибек, деда Шанкар. Имя Шанкара было настолько известно и популярно, что дед по материнской линии - Сулеймен издалека прикочевал к Шанкару, которого за начитанность, мудрость прозвали Абыл. Благодаря семейной традиции Казбек уже в детские годы проявил красноречие и острый ум, став с годами прославленным бием.

Ему приписывается следующее обращение к джунгарскому правителю, когда он еще совсем молодым впервые, участвовал в посольской миссии: "Ты - калмык, а мы - казахи, Ты - железо, а мы уголь, который плавит железо. Пришли мы для того, чтобы Лицом к лицу по мужски поговорить, Решить разделяющие нас проблемы. Нечего отыгрываться на плененных детях и женщинах! Хотим узнать, какова Ваша позиция. Вот и пришли в чуждый лагерь. Если не хочешь переговоров, Будем решать вопросы на поле брани! И готовы драться как львы до конца! Готов к переговорам, скажи, не хитри! Во всяком случае без дураков Скажи все напрямую."
Термин "бий" происходит, по-видимому, от древнего тюркского слова "билиг", имевшего два значения "править" и "знать". В чингизовской традиции оно приобретает также смысл "изречений", "афоризмов", "притч". Мастеров по части их рассказа и поучения и решения вопросов на основе прецендента ценили чрезвычайно высоко. Вообще, как о6 этом свидетельствует, в частности, деятельность Казбек-бия, красноречие, остроумие, умение дать отпор, словить на слове было существенной частью международной политики и дипломатии, часто не уступающим по значимости единоборству батыров, которым подчас определялся характер и результат сражения. Бий - человек умеющий глубоко проникать в проблемы, оценивать и распутывать узлы, благодаря этому влияющий на ход дел не в меньшей мере, чем ханы и законные правители. Недаром, когда в 1680 г. Тауке был провозглашен всеказахским ханом, то в "Шести Алашах" (три жуза казахов, ногай, башкурты и узбеки, затем к трем жузам казахов присоединились киргизы и получили название шесть  Алашов) главами были признаны бий в Большом жузе Толе-бий, в Среднем - Казыбек-бий, в младшем - Айтеке-бий, и один из киргизских биев в киргизском улусе.
О роли Казыбек-бия в судьбах казахского народа можно сказать следующее: он один из инициаторов образования и укрепления единого централизованного казахского государства, отстаивания его суверенитета и территориальной целостности. Казбек-бий вместе и наряду с Толе-бием и Айтеке-бием вошел в историю как инициатор объединения трех жузов, один из авторов свода законов, принятых при Тауке-хана и названных "Жетi жаргы" ( Семь устоев). В нем нашли конституционное закрепление подходы к проблемам, связанным с землей, имущественными отношениями, семьей, определением наказаний за преступления, международными отношениями, сватовством, разводом, положением вдов. Казбек лично участвовал в переговорах с Галдан Цереном, отстаивая интересы народа, женщин, военнопленных. Одна из поездок к калмыцкому правительству была связана со стремлением вызволить из плена Аблая. Известно, что Аблай попал в плен после нападения калмыков в 1741 г. на Средний жуз и два года провел в зиндане (тюрьме). Возможно, что его выдали родичи в ответ на требования Галдан Церена, сына которого Шарыша Аблай убил в единоборстве. Видя в Аблае большую будущность, ценя его характер, крепость характера, преданность идее единства казахского народа, Казбек-бий проявил большую настойчивость и добился возвращения Аблая на родину, где Аблай сразу же возглавил ханство в Сары-Арке, не будучи формально ханом. Неустанно на всем протяжении жизни он призывал к единству народа, к единомыслию, стремясь погасить раздоры между родами и между ханами в борьбе за власть, а также найти достойный путь сохранения цивилизованных отношений с соседними народами.
Умер Казбек-бий в декабре 1764 г. у подножья горы Семизбуга у источника Теректи. Похоронен в Туркестане, в мавзолее Ахмета Ясави.

 

Источники: Казахстан. Национальная энциклопедия [Текст]: Т.3 – Алматы: Главная редакция «Қазақ энциклопедиясы», 2005. – 560 стр.

Тогусбаев Б., Сужиков А. Исторические личности [Текст]. – Алматы: Алматыкітап, 2007. – 312 стр.
 

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс.Метрика