"Балқаш қаласының орталықтандырылған кітапхана жүйесі"
коммуналдық мемлекеттік мекемесі

Коммунальное государственное учреждение
"Централизованная библиотечная система города Балхаш"

Приветствуем Вас на нашем сайте. Мы надеемся, что материалы, размещенные на сайте помогут найти ответы на все интересующие Вас вопросы.

Опрос

Сколько времени Вы проводите в интернете?

Калейдоскоп знаний


Жаяу Муса Байжанулы

Жаяу Муса Байжанулы  (1835-1929) - певец, акын, композитор. Родился  близ озера Жасыбай Баянауылского района Павлодарской области. 

Рано оставшись сиротой, воспитывался у дяди Тайжана. Учился у аульного муллы. В детские годы познакомился с разновидностями народной музыки, с искусством певцов и кюйши. Пел, играл на домбре, кобызе, сырнае, скрипке. В 1851 году, приехав в Петропавловск, изучил русский язык. Формированию его музыкально-эстетических взглядов способствовали посещения концертов. Муса дружил с первым казахским ученым Шоканом Уалихановым, создал музыку на стихи Ыбрая Алтынсарина «Давайте, дети, учиться», вел дневниковые записи в стихотворной форме, посвятил песни Абаю Кунанбаеву. В 1854 году Жаяу Муса учился в русской школе в городе Омске. В городской библиотеке знакомился с газетами, журналами, издаваемыми в Петербурге, Москве, Казани, Оренбурге, Акмоле.
Первое крупное произведение «Қыздар-ай» («Ох, девушки») Жаяу Муса создал в Омске. Вернувшись в родные края, Муса активно включился в общественную жизнь. Обратился с жалобой к генерал-губернатору Омска на старших султанов Шормановых. Шормановы, обвинив поэта, добились того, что в 1860 году его приговорили к ссылке на 12 лет. Этот период жизни отражен в песнях «Сүйіндік» («Суйиндик»), «Тұтқын зары» («Плач узника»). В 1863-1865 годы Жаяу Муса вместе с карательным отрядом генерала Черняева побывал в Латвии, Польше, участвовал в походах в городах Шымкент, Аулие-ата (Тараз), Верный (Алматы). Потрясенный актами террора, организованного Черняевым над населением, Жаяу Муса возвратился на родину. Однако вновь был подвергнут преследованиям. Некоторое время жил в Казани. На творчество Жаяу Муса повлияли акыны и жыршы Токсанбай, Котеш, Жанак, Тубек, Жанабай и др. Многие песни Жаяу Мусы отличаются эмоциональным и социальным пафосом («Ақсиса», «Хаулау», «Шормановқа», «Толғау», «Плач», «Бұзау зары», «Сүйіндік»), воспевают природу родного края («Баянауыл», «Жаздың күні», «Жазда», «Ұлытау», «Сарын»), поэтично и образно передают лирические переживания («Сұрша қыз», «Шолпан», «Сәулем қыздар», «Гауһар қыз»), изображают картины охоты, путешествий (Қар-шыға», «Көгершін»). В творчестве Жаяу Мусы встречаются юмористические рассказы («Құлбай», «Қазан қыздары»), песни-посвящения спутнице жизни Сапар («келдім Сапар, басыңа»).
Жаяу Муса - автор лирических кюев («Қыз күйі», «Қыз бала күйі», «Қыз қарқара» и др.) и басен («Шал мен торғай», «Бөдене мен қаншыр»). Мелодика песен Жаяу Мусы  по своему интонационному складу и ладотональной структуре отличаются большим своеобразием и оригинальностью. Многие рукописи обнаружены в архивах городов Алматы, Казани, Санкт-Петербурга, Омска. Нотные записи кюев и песен Жаяу Мусы сделаны в разные годы Александром Затаевичем, Ахеметом Жубановым, Борисом Ерзаковичем, Михаилом Лалиновым. Исполнители его песен Косымжан Бабаков, Амре Кашаубаев, Кали Байжанов, Жусупбек Елебеков, Куан Лекеров, сын Жаяу Мусы Салык Мусин и другие.  Музыкальные произведения Жаяу Мусы  использованы казахскими композиторами в операх («Қыз Жібек», «Ер Тарғын», «Біржан мен Сара», «Бекет»), симфониях, эстрадных произведениях. Многие песни вошли в репертуар певцов Ермека Серкебаева, Кайрата Байбосынова и других. Образ певца воссоздан в произведениях художественной литературы (роман З.Акишева «Жаяу Муса»).
Имя Жаяу Мусы носят культурно-просветительное училище в городе Аксу Павлодарской области, одна из улиц города Павлодар.

 

Источник: Казахстан. Национальная энциклопедия [Текст]: Т.2 – Алматы: Главная редакция «Қазақ энциклопедиясы», 2005. – 560 стр.

Тогусбаев Б., Сужиков А. Исторические личности [Текст]. – Алматы: Алматыкітап, 2007. – 312 стр.
 

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс.Метрика