Ержанов Манарбек родился 8 марта 1901 года в местности Карабулак в бедной крестьянской семье. Его мать хорошо пела и играла на домбре, поэтому он также увлёкся музыкой и научился исполнять кюи, любил посещать состязания акынов, запоминал их песни и мелодии. Из-за тяжелого финансового положения в семье, стал батраком, позднее был рыбаком, работал грузчиком. Некоторое время жил в детском доме, где научился читать и писать. В 1925 году переехал в Алма-Ату.
В 1928 году М.Ержанов был принят в труппу 1-го Казахского театра драмы (ныне Казахский государственный академический театр драмы имени М.Ауэзова), в 1931-1932 годах работал в Риддерском театре рабочей молодежи, с 1934 года – актёр, открывшегося в Алма-Ате музыкального театра (ныне Казахский государственный академический театр оперы и балета имени Абая), один из его основоположников.
М.Ержанов является продолжателем певческой и композиторской школы акынов Биржан-сала, Акана Серэ, Жарылгапберды, Естая и Шашубая, своим учителем он считал домбриста Кусенбая. Артистический талант и вокальное мастерство М.Ержанова ярко и многогранно проявились в партиях Жараса («Айман-Шолпан» Е.Брусиловского), Сахана («Ер-Таргын» Е.Брусиловского), Шеге («Кыз-Жибек» Е.Брусиловского), Естая («Биржан-Сара» М.Тулебаева), Азима («Абай» А.Жубанова и Л.Хамиди), Тито («Даиси» З. Палиашвили) и других операх.
С 1953 года и до конца жизни М.Ержанов также являлся солистом Казахской филармонии имени Джамбула, вёл активную концертную деятельность, в его репертуаре были терме, желдирме, народные песни.
М. Ержанов с 1930 года также занимался композиторской деятельностью, он автор более 150 произведений, занявших особое место в казахской музыке. Потому не случайно, что именно он стал одним из первых членов Союза композиторов КазССР (1942г.). Будучи исполнителем народных песен, М.Ержанов в собственном композиторском творчестве продолжал и развивал народные традиции, но в то же время в его творениях лежала современная эпоха – они были богаты ритмами и новыми для казахской музыки приемами развития. Произведения М.Ержанова «Би күйі», «Аққу», «Жетісу», «Жеңген солдат», «Амангелді», «Бақыт жыры», «Паровоз», «Қуанамын», «Шегенің термесі» и другие до сих пор пользуются неизменной популярностью и любовью публики.
Вклад Манарбека Ержанова в казахскую музыкальную культуру был высоко оценен государством. Ему было присвоено звание Народного артиста КазССР, он награжден орденами Красной Звезды и «Знак Почета» и правительственными грамотами.
М.Ержанов скончался в 1966 году, но своей жизнью и деятельностью заслужил народную любовь и неизбывную память, бесконечную благодарность и поклонение большому таланту замечательного певца и творца.
Список литературы:
1. Аравин, П. Ахмет Жубанов / П.Аравин. – Алма-Ата: Жазушы, 1966. – С.17-18.
2. Ахметова, М. Традиции казахской песенной культуры / М.Ахметова. – Алма-Ата: Наука, 1984. – С.3,6,23.
3. Смагулова, Л. Мастер песни Манарбек / Л.Смагулова // Балхашский рабочий. – 2001. – 6 июня(№65). – С.3.
4. Ержанов Манарбек. Национальная энциклопедия Т.2. Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2005. – С.246-247.
5. Каукербекулы, С. Мой город – Балхаш / С.Каукербекулы. – Караганда, 2006. – С.523-524.
6. Шубина, Н. Дворцу культуры металлургов – 55 лет / Н.Шубина // Балхашский рабочий. – 2007. – 16 февраля(№7). – С.2.
7. Сламбек, Ж. Артист из Прибалхашья / Ж.Сламбек // Северное Прибалхашье. – 2007. – 8 июня(№48). – С.3.
8. Ержанов Манарбек. Караганда. Карагандинская область: Энциклопедия. – Алматы: Атамұра, 2008. – С.217.
9. Шарова, А. Сайра, булбул / А.Шарова // Балхашский рабочий. – 2014. – 25 июля(№29). – С.4.
10.Сапар, Г. Манарбек Ержановтың туғанына 120 жыл / Г.Сапар // Балқаш өңірі. – 22 қыркүйек (№72). – 8 б