"Балқаш қаласының орталықтандырылған кітапхана жүйесі"
коммуналдық мемлекеттік мекемесі

Коммунальное государственное учреждение
"Централизованная библиотечная система города Балхаш"

Приветствуем Вас на нашем сайте. Мы надеемся, что материалы, размещенные на сайте помогут найти ответы на все интересующие Вас вопросы.

Афиша

Архив

История EXPO

История Всемирных выставок

История Всемирных выставок начинается с «Великой выставки промышленных работ всех народов», состоявшейся в Лондоне в 1851 г., и продолжается по сегодняшний день. В 1928 г. в Париже для регулирования выставочной деятельности было образовано Международное бюро выставок (МВБ). На сегодняшний день это одна из самых давних и представительных международных структур (в ее состав входит 166 стран). Международное бюро выставок следит за соблюдением принципов и задач Всемирных выставок; в рамках международного сотрудничества проводятся мероприятия в образовательной сфере, в сфере инноваций, встречи по обмену мнениями и развитию глобального диалога по общечеловеческим проблемам.

Выставка ЭКСПО

Посетители Всемирной выставки в Филадельфии 1876 г. МВБ.

Места проведения Всемирных выставок и их темы определяются с учетом политического, экономического, географического и культурного контекста. В XIX веке, во времена Промышленной революции, движений романтизма и позитивизма – складываются благоприятные условия для развития выставочного движения. С самого начала своего существования Выставки являются проявлением стремления к солидарности между народами; именно поэтому они становятся одновременно и «витриной», и форумами обсуждения вопросов, связанных с прогрессом человечества. Порой одновременно со Всемирными выставками празднуются торжественные даты; Выставки становятся связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим. Так в 1889 г. в Париже отмечается столетие Французской Революции, в1876 г. в Филадельфии – столетний юбилей провозглашения независимости США; в 1893 г. в Чикаго и в 1992 г. в Севилье – пятисотлетие открытия Америки, а в 1915 г. в Сан-Франциско – открытие Панамского канала.

 

 

 

Выдающиеся здания. Экспериментальные города

Токийский дворец, Архитекторы Дондель и Обер. Париж 1937г. МВБ.

В 1851 г. в Лондоне впервые опробована идея проведения Всемирной выставки в ОДНОМ ЗДАНИИ, в центральной части города, в котором разместились бы все экспонаты. Для этого сооружается Хрустальный дворец - новаторская для того времени постройка, в которой опорная структура оранжереи сочетается с революционными по своей новизне инженерными конструкциями, повторяющими рисунок прожилок на листьях гигантской кувшинки «Виктория Регия». Хрустальный дворец воздвигается как храм новой религии, исповедуемой новым обществом, преклоняющимся перед техникой.

Начиная с 1855 г. концепция проведения Всемирных выставок в одном здании изживает себя, и рождается новая форма организации выставочного пространства - выставочные площадки. Появляются международные выставочные городки. “Белый город” в Чикаго в 1893 г. - первый пример такого городка, однако эта форма размещения выставок будет использоваться и в дальнейшем: экспозиция располагается вокруг озера, среди каналов y проток.

Среди видов искусств, представленных на Всемирных выставках, важное место отводится архитектуре. Города, принимающие выставки у себя, стараются выстроить выдающиеся, уникальные здания, ставшие бы символическим выражением современности, технического прогресса, открытости и узнаваемые во всем мире: Атомиум в Брюсселе, Национальный дворец Монжуич в Барселоне, Эйфелева Башня в Париже…

Уникальное событие

“Такси-трициклы” на Всемирной выставке в Брюсселе, 1958 г.

От выставок-витрин к выставкам-форумам

Появление и становление Всемирных выставок приходится на времена стремительного научно-технического прогресса. Самые разнообразные удивительные механизмы и приспособления – лифты, транспортеры, швейные машинки, а также телеграф, электрическое освещение, холодильные установки, роботы – все эти изобретения, привычные для современного человека, были впервые представлены на различных Всемирных выставках.

Но Всемирные выставки – это и место работы и дискуссий, возможность привлечь внимание к мировым проблемам. В период после Второй мировой войны в выставках находит отражение стремление к сочетанию технологического прогресса с жизнью и устойчивым развитием.

Инновации и современность

К участию во Всемирных выставках привлекаются талантливые поэты, художники, скульпторы. Вагнер, Штраус, Верди пишут для выставок специальные музыкальные произведения. Выставки становятся великолепными художественными галереями, в которых представляют свои работы как художники академического стиля, так и самые смелые авангардисты. В 1867 г. Мане делает зарисовки Всемирной выставки в Париже, в 1939 г. Дали оформляет павильон сюрреализма в Нью-Йорке, а в 1937 г. Пикассо выставляет «Гернику», ставшую символом XX века, на выставке в Париже.

Двигатели развития

Для городов-хозяев Всемирные выставки – замечательная возможность сделать шаг в будущее. Выставки представляют собой огромный экономический потенциал для самих городов и регионов: новейшие технологии, оборудование, системы транспортных перевозок и обслуживания, передовые разработки в области градостроительства и архитектуры. Все это навечно оставляет в городе память о прошедшей Всемирной выставке.

Вид с террасы павильона мануфактур, Чикаго, 1893 г. МВБ.

Всемирные выставки будущего

Всемирные выставки – уникальные по своему масштабу, новаторству и количеству посетителей события. На сегодняшний день МБВ насчитывает 166 государств-участников, и все они хотят принять Экспо у себя, провести столь значительное событие на своей земле. На будущее намечены: Всемирная универсальная выставка в 2015 г. в Милане- “ Накормить планету, энергия для жизни”; Международная специализированная выставка в 2017г. В Астане (Казахстан) – «Энергия Будущего».

МИР В ДВИЖЕНИИ

1851-1900

Всемирные выставки зарождаются в XIX веке на волне невиданного прежде роста экономики и торговли, в то время, когда империалистическая Европа времен Промышленной революции правит миром.

«Хрустальные дворцы» и «галереи машин»

Фонтан Уоллеса, Парижская выставка, 1878 г. МВБ.

В XIX веке карнавалы, ярмарки и рынки доиндустриального сельскохозяйственного мира воедино и постепенно обретают новую форму – превращаются в промышленную выставку. Такие выставки становятся настоящими «витринами», в которых страна, принимающая выставку, выставляет свою продукцию и демонстрирует свое экономическое могущество. Выставка 1851 г. в Лондоне - ярчайший пример такой «выставки-витрины».

Хрустальный дворец, творение архитектора Джозефа Пакстона – воплощение предпринимательского духа викторианской Англии. В этом гигантском произведении искусства, в его металлических конструкциях со стеклянным заполнением, отразился мир механизмов и изобретений, которым суждено было безвозвратно изменить жизнь людей. Огромные «галереи машин» стали лучшей рекламой выставки и ее сенсацией.

Барометр общества

Популярность Всемирных выставок растет, и будучи воплощением прогресса и промышленного развития, они становятся гарантией успешного будущего для стран, принимающих их. Символом Всемирных выставок XIX века стала Эйфелева башня. Поднявшийся на невероятную 300-метровую высоту зритель получал возможность оторваться от реального мира и отдать должное достижениям инженерного искусства. Взгляд с высоты Эйфелевой башни – это широкий панорамный взгляд гражданина Европы, ошибочно возомнившего, что со своего возвышения в центре мира он правит даже самыми удаленными уголками планеты.

Ротонда с самым большим на момент строительства куполом в мире, Всемирная выставка в Вене, 1873 г. МВБ.

ОТ КРИЗИСА – К ВИДЕНИЮ БУДУЩЕГО

1900-1939

Из-за соперничества между колониальными империями и воинствующего национализма народов в 1914 г. разражается первый военный конфликт всемирного масштаба. Ду Прекрасной эпохи, стремление к миру и согласию погибают в траншеях мировой войны.

Русская революция, Великая депрессия, начавшаяся в 1929 г., становление тоталитарных режимов, утраты веры в демократию, перевооружение – все это создает ощущение неизбежно надвигающегося военного конфликта. Всемирные выставки становятся пристанищем, где можно укрыться от угроз и тревог.

Всемирные выставки – орудия колониальных махин

Выставки превращаются в орудия колониальной системы. Придумывается география, сочиняется история, приукрашиваются и расцвечиваются жизнь и быт местного населения колоний, в экзотических тонах представляется его существование в гармонии с природой, являя собой противоположность современной жизни в большом городе.

Инновации

Время расцвета авангардных художественных течений и разрыва с академическими традициями. Парижская выставка 1937 г. становится триумфом современного искусства: Рауль Дюфи представляет панно «Фея электричества», а Роббер Делоне оформляет авиационный павильон.

Авангард и зрелищность

В 1904 г. в Сан-Луисе посетители впервые смогли отпробовать чай со льдом, горячий горошек, трубочку с мороженым и полюбоваться инкубаторами для новорожденных. В 1939 г. в Нью-Йорке были представлены первые достижения RCA в области телевидения и первая водяная турбина.

МИРНЫЕ ВРЕМЕНА И ОСОЗНАНИЕ 

1958-1970

Человечество выходит из Второй мировой войны измотанным и искалеченным нравственно и физически, с ощущением необходимости духовного обновления. Стремление к миру и прогрессу проявляется в создании Организации Объединенных Наций и находит отражение в духе Всемирных выставок.

Но радужные надежды и благие намерения вновь разбиваются о реальность: война в Корее, холодная война, двухполярный мир, ядерная эра…В связи с деколонизацией на африканском и азиатском континентах появляются новые государства, а вместе с ними – новые взгляды на международные вопросы. Всемирные выставки приобретают еще более универсальный, всеобъемлющий характер.

 

Микрокосмы мирового общества

Всемирные выставки становятся местами развлечений и проведения досуга: парк “Ла Ронд” в Монреале, “EXPOland” в Осаке. В 1967 г. в Монреале показывается фильм-представление “Лабиринт” Романа Кройтера, создание которого обошлось в 4,5 миллионов долларов.

Брюссельский Атомиум, геодезический купол Фуллера и «Хабитат 67», спроецированный израильским архитектором Моше Сафди в Монреале в 1967 г., «Космическая игла» в Сиэтле и «Башня солнца» в Осаке становятся выражением стремления человечества ко всему новому и современному.

Формирование общества потребления

Всемирные выставки становятся местами развлечений и проведения досуга: парк “Ла Ронд” в Монреале, “EXPOland” в Осаке. В 1967 г. в Монреале показывается фильм-представление “Лабиринт” Романа Кройтера, создание которого обошлось в 4,5 миллионов долларов.

К космической эре

Тема Всемирной выставки в Сиэтле в 1962 г. - “Человек в космическую эру". В 1967 г. в павильоне США в Монреале зрителям представляются космические корабли. Благодаря выставкам в годы угрозы ядерной катастрофы налаживаются связи между народами и укрепляется сотрудничество. Так в год празднования столетия Канадской конфедерации темой выставки в Монреале становится название одного из произведений Сент-Экзюпери – «Планета людей».

Устанавливается новый мировой порядок, и на EXPO 1970 в Осаке Япония заявляет о себе как о новой мировой державе. Центр события - площадь Фестивалей, на которой воздвигнут символ выставки – Башня солнца. В павильоне США выставлен лунный камень, доставленный астронавтами космического корабля «Аполлон-12».

ЭРА НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

1974-1998

Мировой нефтяной кризис семидесятых годов становится очередным этапом переосмысления проблем окружающей среды и вопроса энергоресурсов. Мир перестает быть двухполярным, и девяностые годы пронизаны ощущением оптимизма и надежды. Возникают новые формы взаимодействия между центром и периферией, сокращается разрыв между Севером и Югом, усиливается роль ООН в качестве форума народов, международные отношения приобретают многосторонний характер.

Одновременно с этим стремительно развиваются новые технологии: в связи с появлением микропроцессоров, компьютеров, интернета революционным образом меняются связь, транспорт и повседневная жизнь каждого. Процесс глобализации охватывает все человечество - «деревню с Землю величиной». Выставки отражают изменения и новые тенденции.

Кризис и беспокойство

Павильон речной и морской навигации, Экспо Севилья 1992 г. А.О. Агеса.

Во время Всемирных выставок затрагиваются самые актуальные проблемы международной жизни, такие как энергетический кризис и вопросы экологии. Первая после окончания холодной войны выставка проходит в Севилье в 1992 г. На ней представляет свой, единый павильон объединенная Германия, свои собственные, независимые павильоны у Прибалтийских государств.

Налицо готовность затрагивать в ходе проведения выставок самые животрепещущие темы: устойчивое развитие, экологические проблемы, вопрос потребления природных ресурсов. На выставке в Севилье интерес к окружающей среде проявился следующим образом: в выставочном городке был создан специальный микроклимат, позволивший гостям и участникам с легкостью перенести летнюю андалузскую жару.

Празднование открытия новых земель

Всемирные выставки всегда были прекрасным поводом помянуть прошлое и извлечь из него пользу для будущего. В 1986 г. В Ванкувере справляется столетие города, а в Брисбене, спустя два года, празднуется двухсотлетие Австралии; в Севилье и Генуе, где родился Колумб, отмечается пятивековой юбилей открытия Америки, в Тэджоне в 1993 г. - сто лет с тех пор, как Корея впервые приняла участие во всемирной выставке (в Чикаго в 1893 г.), а в Лиссабоне в 1998 г.- пятисотлетие прибытия Васко да Гама в Индию.

В Севилье для размещения выставки впервые используются памятник истории, здесь же приобретается опыт использования выставочной площадки после окончания выставки: монастырь Санта-Мария-де-лас-Куэвас, построенный в XV веке, стал, наравне с мостами Баркета и Аламильо, символом выставки, а на острове Картуха сегодня находится технологический университетский и развлекательный парк Картуха 93. На выставке в Севилье представлены самые выдающиеся экспонаты, привезенные со всего мира: “Золото Америки” - лучшая экспозиция золотых предметов доколумбийской эпохи, огромный айсберг размером в 60 метрических тонн. На выставке также открыты тематические павильоны, посвященные временам открытия Америки.

ЗАВТРАШНИЙ ДЕНЬ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПРЕКРАСНЫМ

2000-2010

11 сентября, ощущение уязвимости, неуверенности, терроризм, распространение оружия массового уничтожения, пандемии, изменения климата, миграционные потоки, проблемы бедности, поиск энергетической безопасности – радостные надежды предыдущего десятилетия не оправдались.

На международной повестке дня – новые задачи; для их выполнения необходим общий взгляд и всеобщее участие. Всемирные выставки по-прежнему являются местом встреч народов мира и поиска оптимальных взаимосвязей и распределения функций.

Новое тысячелетие, новые ценности

Знаки конусоидальной формы,павильон Джама Дж.Вил. Айчи 2005 г.

Всемирные выставки нового тысячелетия отвечают требованиям современного общества: на них представлены новые технологии, достижения дизайна, сфера досуга и развлечений, новые архитектурные разработки; однако одновременно с этим выставки являются местом обсуждения и проработки новых важнейших понятий: экология, пацифизм, терпимость, взаимоуважение и диалог между культурами и народами. Выставки становятся проводниками новых ценностей.

 

К гармонии между технологиями и устойчивым развитием

Устойчивое развитие, равномерный рост, проблемы окружающей среды, границы технологий – это те актуальные вопросы, которые отражаются в темах выставок десятилетия. Девиз выставки 2000 г. в Ганновере - «Человечество, природа и технологии»”, в 2005 г. в Айчи – «Мудрость природы», в 2008 г. в Сарагосе – «Вода и разумное развитие» и в 2010 г. в Шанхае - «Лучше город – лучше жизнь».

Приоритетными направлениями становятся сотрудничество и передача знаний. Выставка в Ганновере, прошедшая под девизом «Человечество, природа и технологии», способствовала развитию проектов по сотрудничеству по всему миру, от Аляски до Гавайев. На выставке в Шанхае в зоне лучшие практики градостроительства» представители городов всего мира обменялись опытом в области повышения качества городской жизни.

Стремление к лучшему

Всемирные выставки – по-прежнему являются прекрасной возможностью представить свою страну в самом выгодном свете: объединенная Германия принимает участие в Ганноверской выставке 2000 г. Выставка в Айчи дает возможность отвлечь внимание от затянувшегося кризиса в Японии. Выставка в Сарагосе - пример того, как города средней величины стремятся привлечь события международного масштаба. Всемирная выставка в Шанхае в 2010 г. и Олимпийские Игры в Пекине в 2008 г. подтверждают становление и мощь Китая.

ВСЕМИРНАЯ ВЫСТАВКА В АЙЧИ

2005

С 25 марта по 25 сентября 2005 г. Япония принимает у себя очередную Всемирную выставку под девизом «Мудрость природы». Выставка размещается на холмах к востоку от города Нагоя, в городах Нагакута, Тойота и Сето.

Эта Всемирная выставка – первая в XXI веке. Ее тема – движение к обществу будущего, опираясь на мудрость и силу всех народов мира, обществу, в котором воцарится настоящая гармония.

Новые взаимоотношения между человеком и природой

Выставочная площадь, Айчи, 2005 г.

Выставка площадью в 170 га расположилась на холмах к востоку от города Нагоя, в японской префектуре Айчи. Она состоит из двух зон, сообщение между которыми осуществляется по канатной дороге: Нагакута, площадью в 157 га – место проведения основных мероприятий, и Сето – царство природы, раскинувшееся на 15 га, духовный центр выставки, место, где посетителю представляется возможность напрямую пообщаться с живой природой.

В соответствии с темой выставки выполнен и павильон принимающей страны - Японии: это прочная конструкция корзинообразной формы, покрытая бамбуком. Павильон обустрое с использованием разнообразных экспериментальных технологий; в нем установлена инновационная система энергоснабжения, позволяющая снизить нагрузку на систему кондиционирования воздуха, и кровля из фотокаталитических элементов. Концепция павильона основывается на трех важнейших принципах: утилизация, экономное расходование и переработка.

Конструкция павильона должна продемонстрировать значение природы в жизни японцев, их стремление соединить природу, знания и технологии, и наладить отношения, по-прежнему неустойчивые, между человеком и природой. Среди экспонатов - « Видение земли» - модель земного шара со сферическим экраном 360°.

Великая межкультурная симфония

Экспозиции 125 стран и международных организаций расположились в 6 «Общих зонах». Япония представлена многочисленными частными павильонами, где посетители знакомятся с самыми передовыми технологиями. Некоторые из этих павильонов становятся главнейшими достопримечательностями выставки – например павильон компании «Тойота» со спектаклем роботов.

Выставка продолжается 185 дней, и в течение всего этого времени не прекращаются представления и спектакли. Выставочная площадь представляет собой сценическую площадку под открытым небом с гигантскими современнейшими экранами, и трансляция событий с этой сцены ведется на весь мир. На “Острове сокровищ Ванаку” выставочному сообществу и посетителям предлагаются разнообразные развлечения.

ВСЕМИРНАЯ ВЫСТАВКА В САРАГОСЕ

2008

С 14 июня по 14 сентября 2008 г. один из самых значительных городов Испании принял у себя Всемирную выставку под девизом "Вода и устойчивое развитие". В течение трех месяцев всех внимание было сосредоточено на теме воды.

Выставочный город площадью 25 га будет спроектирован самыми выдающимися архитекторами-авангардистами. Все пространство выставки наполнилось волшебством и сюрпризами; здесь был представлен имитатор цунами и самый большой пресноводный аквариум в Европе. Посетители смогли отведать национальную кухню и поучаствовать в праздниках всех стран мира, а также узнать и попробовать все, что связано с водой.

Казахстан на EXPO-2008

ВПо итогам EXPO-2008 в Сарагосе, среди 104 стран-участниц, по категории "С" павильон Казахстана был удостоен бронзовой награды за третье место по критериям внешнего и внутреннего оформления.

Во время своего визита на международную выставку "EXPO-2008, Сарагоса" Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев упомянул о необходимости проведения подобного мероприятия в г.Астане.

ВСЕМИРНАЯ ВЫСТАВКА В ШАНХАЕ

2010

В 2010 г. на протяжении 184 дней – с 11 мая по 31 октября – в Китайской Народной Республике проходила Всемирная выставка. Тема выставки - “Лучше город – лучше жизнь”. 198 стран и 27 международных организаций приняли участие. Выставку посетило около 70 млн. посетителей.

Выставка разместилась в прибрежной зоне, на обоих берегах реки Хуанпу, между мостами Нанпу и Лупу, на площади в 5,28 км². Входной билет давал право на осмотр 3,28 км² выставочных площадей. «Ось EXPO» проходила по наиболее важной и интересной для гостей части выставки. «EXPO парк» - это зеленый массив, открытый для посетителей и находящийся на территории выставочного городка.

Зона «лучшие практики градостроительства»

Впервые такая зона была открыта именно на Шанхайской выставке. Здесь были представлены оригинальные проекты по повышению качества жизни в городах. Зона была задумана как площадка, на которой представители городов смогли обменяться опытом в области развития и застройки городов.

Казахстан на EXPO-2010

Павильон Казахстана был расположен в зоне "Азия" по соседству с Японией и Южной Кореей. Главная цель казахстанского павильона на EXPO-2010 Шанхай - международное позиционирование Астаны как самой молодой и динамично развивающейся столицы мира. Тема национальной экспозиции Казахстана "Астана - сердце Евразии". Павильон посетило около 1 млн. человек.

ВСЕМИРНАЯ ВЫСТАВКА В ЁСУ

2012

с 12 мая по 12 августа 2012 года Южнокорейский город Ёсу принял у себя Международную специализированную выставку под девизом "Живой океан и побережье".

Помимо самой выставки EXPO, на выставочной территории размером в 250,000 кв.м. располагались EXPO городок, парковка, парки, зеленые насаждения, рестораны, музеи и кафе.

Место расположение выставки было выбрано не случайно и расположено на живописном берегу океана, что полностью отвечает тематике выставки.

Территори выставки выходит на морской Национальный Парк Халюсидо и остров Одонг, и окружена 317 островками, имеющие идеальные природные условия, которые оживят тему EXPO.

EXPO-2012 Ёсу предоставило возможность улучшить представление международного сообщества о функциях и ценностях мирового океана и побережья и признать необходимость налаживания сотрудничества в морской сфере.

Казахстан на EXPO-2012

Казахстан представил свой павильон в четвертый раз на ЭКСПО Всемирной универсальной выставки. Павильон Казахстана был построен с учетом традиций и инноваций в культуре и науке, бизнесе и туризме. Павильон был посвящен теме воды, и повествовал об истории и традициях Казахстана, его современной жизни и его перспективы на будущее.

Наш павильон состоял из 6 зон. Посетители увидели и приняли участие в интерактивных шоу, которые транслировались по всему павильону. Павильон Казахстана уделял особое внимание Астане, в то время еще города-кандидата проведение ЭКСПО-2017 по теме «Энергия будущего».

«Выставка Экспо» является спектаклем сама по себе и гигантской «театральной сценой мирового масштаба», на которой разворачиваются культурные и творческие события. Посетителю представлены наследие и история Всемирных выставок, изобилующая забавными историями, весельем, удивительными и неповторимыми событиями, связанными с появлением новых форм развлечений: путешествия на воздушном шаре, дирижаблях, первые шаги кинематографа…

Публика стекается на Всемирные выставки не для ученых занятий, и не за новыми знаниями, а за развлечениями, влекомая тягой к удивительному. Так на Всемирных выставках последней трети XIX века возникают парки аттракционов, предшественники ныне существующих.

 

3D тур 


Дата редактирования: 25 Января 2020